история губернии

Как жители Ставрополя-на-Волге в кино снимались

В 1959 году горожан пригласили сняться в массовке картины «Девичья весна»

Ставропольчане сыграли строителей Куйбышевского гидроузла, для которых на борту теплохода, прибывшего из Москвы, дал концерт популярный хореографический ансамбль.

«Понизовая вольница»
По легенде, ставропольские ландшафты «дебютировали» в кинематографе до революции. В 1908 году режиссер Владимир Ромашков снял первый российский художественный фильм - «Понизовая вольница». Он длился восемь минут и рассказывал об эпизоде из жизни Стеньки Разина и его вольницы.
После победы над персами Разин ведет свою ватагу на Дон. За разбойниками гонятся стрельцы. Атаман весело и беззаботно проводит время в компании прекрасной пленницы-персиянки, товарищи пытаются вразумить его, но безуспешно. Тогда они пускаются на хитрость - подкидывают влюбленному поддельное письмо якобы от княжны, адресованное некоему «принцу Гассану». Разин в бешенстве топит княжну в Волге. Занавес.
Конечно, фильм был снят крайне примитивно: актеры суетились, беспорядочно бегали в кадре, широко размахивая руками. Чтобы зритель понял, как развивается сюжет, в ход шли интертитры. Финал, где Разин легко поднимает довольно объемную княжну над головой и с размаху бросает в воду, смотрелся забавно. Но не избалованная шедеврами кинокритика тех лет отметила, что в техническом отношении картина исполнена прекрасно: «Отлично снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу».
Театральный журнал «Сцена» с гордостью заявлял: «Картина эта до известной степени делает эру в истории русского кинематографического театра. В ней впервые наш синематограф вступает на национальную почву, в ней впервые он дает роскошную и выдержанную в историческом колорите картину».
Режиссер Николай Анощенко еще ребенком попал на премьеру фильма, о чем позже рассказал в своей книге «Из воспоминаний: минувшее»: «Запомнилось мне, с какой рекламой и помпой был организован показ этого первого русского исторического фильма в городском Манеже во время традиционных рождественских народных гуляний. Фильм «Понизовая вольница» демонстрировался на огромном экране-великане, натянутом поперек манежа... Показ сопровождался мощным исполнением популярной народной песни «Стенька Разин», которую пел большой синодальный хор. Музыку специально для этого случая написал композитор Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, который сам дирижировал и хором, и оркестром. Успех был потрясающим».
О том, как и где снимался нашумевший фильм, информации осталось не так уж много (по крайней мере, достоверной). Известно, что на заре кинематографической эры съемки в основном были павильонные, и «Понизовая вольница» - не исключение. Архивы говорят, впрочем, и о «натурных» съемках, которые проводились не на Волге, а на озере Разлив.
Однако жители Самарской Луки уверяли, что съемочная группа «Понизовой вольницы» приезжала-таки в село Ширяево. Там она якобы снимала пейзажи (возможно, для декораций) и набирала желающих для массовки. Так ли это - история умалчивает.
«Девичья весна»
Осенью 1959 года на волжских берегах снова появились кинематографисты. Вблизи Ставрополя шли съемки фильма «Девичья весна» (режиссеры Вениамин Дорман и Генрих Оганесян). Жителей города пригласили сняться в массовке.
Сюжет фильма прост и незатейлив. Популярный хореографический ансамбль «Девичья весна» отправляется теплоходом из Москвы вниз по Волге - на гастроли. Конечно, прямо на борту каждый день идут репетиции - к радости команды. По пути артистки высаживаются на пристанях и танцуют перед местной публикой на импровизированных сценах под березками. Вместе с ними на теплоходе едет под видом помощника кока некий Володя, влюбленный в солистку Галину. После череды веселых недоразумений влюбленные объясняются в своих чувствах, и наступает счастливый финал.
В картине снимался знаменитый женский танцевальный ансамбль «Березка» под руководством Надежды Надеждиной. Фильм, собственно говоря, и задумывался для того, чтобы увековечить хореографические постановки на пленке. Съемки проходили на канале имени Москвы и на Волге - в соответствии с предполагаемым маршрутом. Угадывался город Горький, высокие волжские утесы. Естественно, киногруппа никак не могла пройти мимо нового гигантского гидроузла близ Ставрополя.
Сначала мы видим неприступную стену утесов, дымовую завесу над карьером Яблоневого оврага, портовые краны поселка Комсомольского. Затем под суровую музыку теплоход входит в шлюз, медленно закрываются ворота… Артистки ведут себя точно так же, как современные пассажиры прогулочных «омиков»: стоя у борта, вытягивают руки и стараются коснуться осклизлой стены шлюза. Затем объявляется «концерт для строителей Куйбышевского гидроузла» - он идет на открытой площадке на фоне электростанции, зрители дружно аплодируют и светятся радостными улыбками. Вот она - та самая массовка!
И снова волжский простор, солнечное утро, палуба. Красавица-повариха в исполнении Люсьены Овчинниковой на фоне Жигулей кокетничает с главным героем, которого играет Лев Барашков. И вдруг… Что такое? На заднем плане проплывает легко угадываемый плечистый силуэт Молодецкого кургана. По идее, он должен остаться далеко позади! Неужели киношники что-то напутали с монтажом? Киноляп или небрежность с деталями? Впрочем, какая разница. Теплоход движется дальше!
Премьера фильма прошла 14 мая 1960 года. Зато на кинофестивале в Праге «Девичья весна» получила почетную премию за качество передачи цвета.
«Найди меня, Леня!»
Первые зрительницы этого фильма сегодня уже сами подбирают своим внукам книги о верной дружбе и сильных характерах. Может быть, кто-то прочитает повесть Валентины Осеевой «Динка», по мотивам которой был снят фильм «Найди меня, Леня!». Его премьера состоялась 30 октября 1972 года.
Экран переносил юных зрителей в начало прошлого века в дачный поселок под Самарой. Неспешно разворачивалась повесть о дружбе девочки из «господской» семьи с мальчиком-бедняком, самостоятельно зарабатывающим себе на кусок хлеба. Драки с соседскими мальчишками и семейные вечера с декламацией стихов, грубый быт волгарей-речников и укромная пещера в горах, тайная и опасная революционная борьба и, наконец, побег главного героя Леньки от жестокого хозяина - все это происходило на фоне прекрасных волж­ских пейзажей. «Комсомольская прав­да» тех лет, рассказывая о премьере фильма, скупо сообщала, что съемки велись в Куйбышеве и в Жигулях, в районе Молодецкого кургана.
Честно говоря, идентифицировать место съемок даже после тщательного просмотра фильма трудно. Сосновый бор и березовая роща, крутой склон, песчаный бечевник и острова за широкой протокой - сейчас уже невозможно «поставить знак» и написать: вот здесь снимался фильм по повести Осеевой. Вот разве что крутые скалы и каменистая площадка не вершине «Утеса Стеньки Разина» действительно сильно напоминают знаменитую Девью гору, соседку Молодецкого кургана.
235

Последние статьи

14 марта
26 февраля
14 февраля
31 января
17 января
16 января
15 января
28 декабря 2018
14 декабря 2018
13 декабря 2018
10 декабря 2018
07 декабря 2018

Архив Губерния

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3