Намного сложнее, чем в Авиньоне

Архитектор Татьяна Рычкова о том, как интерьер театра готовит зрителей к спектаклю
Интерьеры получились совсем не мрачные. Было несколько приемов. Например, в вестибюлях есть общий, направленный, рассеянный, композиционный 
и акцентный варианты освещения
Интерьеры получились совсем не мрачные. Было несколько приемов. Например, в вестибюлях есть общий, направленный, рассеянный, композиционный и акцентный варианты освещения

Недавно открылась вторая очередь Самарского театра юного зрителя «СамАрт». Главный архитектор проекта Татьяна Рычкова рассказала про идеи, которые были заложены в проект, с какими трудностями пришлось столкнуться во время работы, а также о будущих планах на третью очередь.

Третий этап на очереди

Экскурсия начинается во дворе театра. Справа высится новое здание, которое уже совсем скоро будет принимать гостей на премьерные спектакли. Слева - вагончики строителей и ограждения. Как раз на этом месте планируется возводить третью очередь с главным входом в театр и центральным вестибюлем, которая объединит весь комплекс - первую, вторую очереди и реконструируемое здание бывшего кинотеатра «Тимуровец».
- Проект третьей очереди уже есть, многие его разделы прошли экспертизу. Что еще необходимо, чтобы он был отдан в работу?
- Необходима доработка раздела «Конструктивные решения». Эта часть очень важна, она содержит в себе сложную задачу реконструкции существующего здания.
- От чего зависят сроки реализации проекта?
- Все зависит от бюджета. Тут требуются совместные действия министерств строительства и культуры.
- Новое и существующее здание будут как-то взаимодействовать или останутся разделены?
- Каждая очередь может функционировать отдельно, но между всеми залами есть связь. Даже есть идея сделать спектакль, перетекающий из одного зала в другой. Важным элементом третьей очереди станет внутреннее дворовое пространство, где также могут проходить театральные действа. Главным элементом двора будет стеклянная стена-витраж, куда можно будет проецировать какую-либо информацию.
Это довольно сложный проект. Хотелось сделать не просто объект, а именно театр с большими возможностями для детей, молодежи и взрослых. Они сегодня выставляют новые требования к технологиям и средствам выражения. С вводом второй очереди появились новые перспективы в реализации самых смелых идей.

Импортозамещение и свет

- В новом театре несколько буфетов. На первом этаже он достаточно большой, в нем много различных светильников и экраны. Расскажите о своих идеях по этим пространствам?
- На первом этаже буфет рассчитан более чем на 49 человек, на втором он поменьше. У нас все строго по расчету, ведь проект бюджетный. На первом этаже особое внимание мы уделили свету. Получилось, что пространство может легко меняться с помощью разного освещения. Это театр, и каждый раз он может меняться, давать новую картинку. В интерьере есть интересные элементы. Например, над стойкой находятся индивидуальные светильники из ржавых гнутых труб. Фактура естественная, трубы обрабатывались кислотой. Таких приемов в интерьере очень много.
- Проект интерьера менялся несколько раз и достаточно кардинально. Что планировалось изначально?
- Сначала у нас был вариант с применением элементов фирмы OVA. Это «облака», ламели, всевозможные принты со встроенными светильниками, специальные конструкции и прочее. Хотелось, чтобы потолки были трансформирующимися и можно было что-то менять, добавлять. Изначально планировалось много импортных материалов, но они практически все были заменены на отечественные, что оказалось к лучшему. Были выполнены новые интерьеры. Театр современный, и интерьеры были продуманы в современной стилистике.

Стиль и современность

- Можно обозначить конкретный стиль, в котором сделан интерьер театра?
- Вопрос сложный. Есть и минимализм, и хай-тек, и лофт. Думаю, что интерьер ближе всего к этим направлениям. Это дает возможности для различных манипуляций с пространством. На третьем этаже есть помещение, которое резко отличается от всего остального. Это классический интерьер - мини-конференц-зал для гостей, встреч с журналистами.
- Интерьеры театра, где использованы приемы таких стилей, могли бы получиться мрачными. Какие решения были приняты, чтобы избежать этого?
- Интерьеры получились совсем не мрачные. Было несколько приемов. Например, в вестибюлях есть общий, направленный, рассеянный, композиционный и акцентный варианты освещения. Другой свет - другой интерьер. Декоративные покрытия на стенах практически все с добавлением приглушенного блеска. Это придает легкость брутальным бетонам. В монохромном интерьере предусмотрены диваны с разноцветными сидениями. Полы выполнены в серой гамме с элементами потертости, оживляются вставками из плитки под ржавчину. Шторы в виде жалюзи могут быть использованы в нескольких комбинациях. Сделаны были индивидуальные надписи - таблички. Все потолки, колонны, укрытия коммуникаций выполнены из нержавеющей стали, которая дает эффект зеркала. На стенах - экраны. Все фермы-треки несущие - на них можно вешать экспозиции, ткани-декорации. Они позволяют легко оформлять выставки.
- Уже больше десяти лет тянется история с проектом «СамАрта». За это время поменялось очень многое, поэтому вопрос об актуальности интерьерных решений стоит весьма остро.
- Здание современно, несмотря на большие временные периоды проектирования и строительства. Недалеко от Парижа есть город Авиньон. Там есть фестивальный театр, сделанный с такими же параметрами зала, как и «СамАрт», но наше здание начало строиться гораздо раньше французского и проект «СамАрта» намного сложнее. Интерьеры театра делались, когда коробка здания была готова.
- Вся эта история очень затянулась. И всех интересует, в чем была истинная причина столь долгих сроков.
- Был ряд причин. Бюджет, изменение нормативных документов. Первая экспертиза была пройдена в 2004 году. Были еще 2 экспертизы в связи с изменением норм и технического задания на проектирование. Последние изменения были выполнены перед самой сдачей объекта.

Большой труд

- Проект СамАрта - это большой труд целой команды архитекторов. Кто над ним работал?
- Автор идеи - Анатолий Баранников. Я - главный архитектор проекта и автор интерьерных решений. Все идеи обсуждались и принимались при участии руководства театра - Сергея Соколова и Николая Матвеева. Они ставили задачу, задавали вопросы. Мы решали, придумывали, реализовывали. Одна я не смогла бы справиться с таким большим объектом. С самого начала и по настоящее время на всех этапах над проектом театра работал архитектор Александр Варенов. Визуализацию интерьеров делали Дмитрий и Марина Хорошайло. Рабочими планами занималась Аниса Мингуллова. Помогали молодые специалисты.
- Старое здание «СамАрта», бывший кинотеатр «Тимуровец», - это проект Анатолия Баранникова. Останется ли что-то от него?
- Анатолий Иванович тогда только окончил институт. Он был автором «Тимуровца», поэтому эта тема нас очень трогает. Внешне от кинотеатра ничего не останется, но сохранятся залы и часть вестибюля с реконструкцией и трансформацией.

За кулисами

- Что было сделано для артистов? Чем новое пространство отличается от того, что было?
- В первой очереди для актеров были выполнены грим-уборные, во второй очереди они продолжились. Грим-уборные со всеми удобствами, диванами, с удобными местами для подготовки к спектаклям. Главное для актеров - это новое пространство зала и сцены. По периметру зала - коридор-галерея с возможностью выходов в любом необходимом месте в зал и из зала. В закулисной части много вспомогательных помещений: парикмахерская, зона отдыха, костюмерные, цеха, лифты для декораций. 
- В галерее есть стена, где видна кирпичная кладка. Расскажите про это дизайнерское решение.
- Галерея - это история. Изначально этот кусок с открытой кирпичной кладкой не был задуман. Здание долго было «заморожено», и в каких-то местах штукатурка просто отошла фрагментами. Мне пришла идея оставить это с минимальными корректировками и покраской. Здесь можно делать какие-то выставки - старые афиши, фотографии.
- Сейчас, когда театр вот-вот представит премьеру в новом зале, можете сказать, все ли из задумок у вас получилось?
- Концепций было много. Но мы вынуждены считаться с бюджетом и состоянием инженерных сетей. Мы сделали то, что планировали в определенных рамках.
- Ваша дочь тоже успешный архитектор, работает в Москве. У нее была возможность увидеть вашу работу и как-то ее прокомментировать?
- Да, она видела проект, и ей он понравился. Она - автор очень интересного с похожей функцией инновационного молодежного центра в Калуге, поэтому нам было о чем поговорить и посоветоваться. Я тоже видела ее объект и была от него в восторге, есть чем гордиться.

Последние статьи

23 мая
07 мая
06 мая
25 апреля
23 апреля
18 апреля
09 апреля
04 апреля
02 апреля
26 марта
19 марта
14 марта
12 марта

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2