Давид Ойстрах о премьере Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в Куйбышеве

За 112 лет существования нашей газеты свои статьи в нее писали многие известные люди. 5 марта 1942 года в Куйбышеве состоялось историческое событие - первое исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Статья о премьере «Ленинградской» в «Волжской коммуне» вышла 8 марта. Ее автор - выдающийся музыкант, один из величайших скрипачей ХХ века Давид Ойстрах. Сегодня «ВК» приводит полный текст, вышедший в нашей газете ровно 77 лет назад.

Титаническое произведение

В жизни каждого взыскательного художника имеется немало ярких впечатлений, которые оставляют глубокий след в его творческом самосознании и в известной степени направляют его дальнейший художественный путь. Однако ощущений, подлинно незабываемых, удивительных по впечатляющей силе, глубоко западающих в душу и никогда неизгладимых, - таких ощущений вряд ли кому-нибудь приходится пережить много в своей жизни.

Счастливы были те, кому довелось быть современниками таких величайших гениев музыки, как Бетховен, Чайковский! Каковы должны были быть переживания музыканта, присутствовавшего на первом исполнении, скажем, 9 симфонии Бетховена или 6 симфонии Чайковского! Есть неповторимая радость в сознании того, что присутствуешь как бы при рождении титанического произведения, вписывающего в историю развития музыкальной культуры новую блестящую страницу…

Подобного рода мысли рождались во время исполнения Седьмой симфонии Шостаковича на концерте 5 марта во Дворце культуры имени Куйбышева.

Седьмая симфония будет ждать своего углубленного и исчерпывающего исследования. Это произведение найдет большое отражение в музыковедческой литературе. Сейчас можно говорить лишь о первых, беглых, непосредственных впечатлениях, вызванных одним-двумя прослушиваниями этой симфонии.

В чем особенности этого произведения, делающие его доходчивым и близким каждому советскому слушателю, безотносительно к степени его музыкальной подготовленности? Это — раньше всего — предельная человечность и правдивость музыкальных образов. Симфония полностью отражает все чувства, мысли и настроения, какими живет сейчас советский народ, в единодушном патриотическом порыве поднявшийся на защиту своей родины, своей культуры от величайшего зла человечества — от гитлеровского мракобесия, от кровавого средневекового варварства. Симфония Шостаковича родилась в огне великой освободительной войны и отразила всю ее грозную поступь, все величие нашей борьбы, всю отвагу и самоотверженность советских людей, отдающих свои силы и жизнь для победы. Вот почему новое произведение Дмитрия Шостаковича так безгранично и трепетно волнует.

Первые такты I части симфонии, широкая уверенная тема, полнокровная оркестровка, большая гармоническая устойчивость (светлый до-мажор) как бы рисуют картины мирной, созидательной жизни. Побочная партия построена на необычайно нежном, лирическом материале, полном задушевности и трогательной теплоты. Но вот откуда-то издалека доносится мелкая дробь военного барабана. Появилась тема войны. Солнечные краски, которыми был залит оркестр, уступают место неумолимому нарастанию этой темы. Музыкальная фраза, ритмически подтянутая и, я бы сказал, несколько бездушная, что правильно характеризует ее назначение, занимает всего лишь несколько тактов. Повторяясь и варьируясь, захватывая все новые и новые группы оркестра, она вырастает в грозную стихию, готовую, чудится, все смести на своем пути. Кульминация этого движения в оркестре достигнута такими яркими, выразительными средствами, так велико мастерство и изобретательность композитора, что вряд ли в мировой симфонической литературе можно встретить что-либо более совершенное.

Следующий по значительности эпизод I части посвящен памяти героев, погибших за торжество справедливости. Этот и аналогичный отрывок из 3 части симфонии могут итти в сравнение по своему эмоциональному воздействию, по мужественной скорби и необычайной духовной чистоте, лишь с таким величайшим творением Бетховена, как траурный марш из третьей симфонии.

Вторая часть (скерцо) полна изящества, грации. Оркестровый ее наряд богат тончайшими узорами, филигранностью отделки. Восхищает совершенство ее формы. Третью и четвертую части можно было бы охарактеризовать величественной идеей жертвенности во имя приближающейся победы. Заключительные такты симфонии являются торжественным апофеозом. Борьба завершена. Враг побежден. Наступило лучезарное ликование. Возвращение в основную тональность начала первой части (взлет из си-мажора в до-мажор), появление первой темы лирически предопределяют светлый блестящий финал замечательного произведения.

Репетиция Седьмой симфонии в фойе ДК Куйбышева, дирижер Самуил Самосуд. Фото из фондов Музея Большого театра

 

К сожалению, размеры газетной статьи не позволяют подробно остановиться на оценке исполнения Седьмой симфонии прекрасным оркестром Большого театра под управлением народного артиста Союза ССР Самуила Самосуда. Об этом должны будут печататься специальные статьи. Мне лично представляется мастерство, продемонстрированное коллективом артистов оркестра, лучшим из всего того, что приходилось когда-либо слышать на советской симфонической эстраде.

Оркестр Большого театра, являющийся одним из лучших исполнительских коллективов Советского Союза, пользующийся мировым признанием, вложил в игру все свое высокое мастерство и необычайный энтузиазм, претворяя замыслы композитора и дирижера. Чувствовалось, что Седьмая симфония стала близкой и дорогой каждому из замечательных артистов оркестра, а первое публичное исполнение симфонии превратилось для них в незабываемый праздник. Трудно выделить кого-либо из исполнителей, - до такой степени игра оркестра была гармонически слитной. Все же хотелось бы отметить артиста Халилеева (фагот), Игнатенко (флейта), Майорова и Пресмана (кларнет), Жданова (бас-кларнет) и др.

Душой концерта был народный артист СССР Самуил Абрамович Самосуд. Приходится жалеть, что советский слушатель так редко встречается с этим необыкновенно тонким, взыскательным художником, громадного диапазона интерпретатором, умеющим раскрыть и донести до слушателя самые сокровенные мысли композитора. Его громадный творческий темперамент, высокая требовательность к себе и к оркестру, тщательность и филигранность отработки деталей, - прочно укрепили за Самосудом славу одного из выдающихся дирижеров нашего времени.

Фото из архива "Волжской коммуны", 22 января 1942 года

 

Труднейшая партитура Седьмой симфонии была раскрыта Самосудом с предельной глубиной и ясностью. Эмоционально-драматическая сторона произведения, ее динамическое развитие были доведены дирижером до слушателя с незабываемой волнующей и убеждающей силой. Чистота звучания оркестра в моменты наивысшего напряжения и тончайшего «пианиссимо» были кристальными. Отдельно необходимо отметить необычайную точность и бархатную мягкость унисона струнных инструментов, в особенности скрипок. Дирижер добился редкого ансамбля, соотношения групп инструментов, изумительного ритма — особенно в разработке первой части и в трудных ритмических фигурах финала. С исключительным блеском прозвучало заключение симфонии.

Можно без преувеличения сказать, что успех композитора заслуженно делил дирижер-интерпретатор.

Седьмая симфония сыграна. Она продемонстрировала перед всем миром величие духа советского гражданина. Она неоспоримо говорит о том, что духовные силы советского народа неиссякаемы. Никаким фашистским извергам, никакому варварскому вторжению не поколебать и не ослабить мощного поступательного развития советской культуры.

Вместе с другими культурными завоеваниями нашей страны, вместе с величайшими творениями гениальных сынов русского народа - Толстого, Глинки, Чайковского, - наша мужественная Красная Армия, весь советский народ будет защищать от фашистских вандалов новое гениальное музыкальное произведение, рожденное в пороховом дыму Великой Отечественной войны — Седьмую симфонию советского патриота-композитора Дмитрия Шостаковича.

 

Давид Ойстрах

Газета «Волжская коммуна», 8 марта 1942 года.

2

Последние статьи

18 апреля
09 апреля
04 апреля
02 апреля
26 марта
19 марта
14 марта
12 марта
07 марта

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31