Синие купола над Ерыклой

Сельский житель Николай Антипов оставил память о себе, построив храм

Небогатое село Ерыкла Клявлинского района – одно из самых дальних в губернии. За холмами уже начинается Татарстан. Места здесь красивые. Много берез, речка с перекинутыми через нее мостиками. То тут, то там пасутся барашки. А украшение села – взметнувшийся в небо двумя синими куполами храм в честь Казанской иконы Божией Матери, стоящий на взгорье.

Воплощенная мечта

Храм - рукотворная память о человеке, который построил его на собственные средства. Память об уроженце этого села Николае Антипове. С храмом была связана большая часть его жизни. Можно и так сказать: это то, чем он жил последние годы.
Больше шестидесяти лет в Ерыкле храма не было. Прежний, стоявший на том же месте и возведенный также во имя Казанской иконы Божией Матери, был разрушен в 1937 году. Строительство нынешнего длилось десять лет и завершилось в 2008-м. В нем и отпет был Николай Семенович шесть лет назад.
Хоть и вырос Николай в атеистические времена, с детства благодаря родителям жил в вере и молитвы знал. Отслужив, уехал на заработки на Север, в город Когалым. Здешний колхоз к тому времени распался (началась перестройка), и работать было негде. Николай же на Севере устроился водителем-машинистом передвижного компрессора. Месяц вкалывал, месяц дома. И в этот свободный месяц он частенько посещал монастыри, участвовал в крестных ходах. И вот однажды (говорят, что это было после одной из встреч со старцем в монастыре) он решил: надо строить храм в родном селе. Деньги были. Благо, зарабатывал вахтовик немало.
Первым делом, расспросив стариков, определил место, где раньше размещался алтарь разрушенного храма. Затем стал готовить прошение сельчан в Самарскую епархию об открытии прихода в селе. Обошел все дома, собирая подписи. Местная администрация пошла навстречу и выделила для строительства участок в пятьдесят соток. А перед этим, тщательно все продумав и рассчитав, Антипов сам составил проект храма и смету. Неожиданно в нем проснулся дар архитектора и хозяйственника. В Самарской епархии проект одобрили и строительство благословили. Правда, от возведения каменного здания пришлось отказаться (дорого), и остановились на деревянном.
Не все сельчане сразу приняли с восторгом идею строительства храма. На сходе некоторые говорили, что у села есть и более насущные нужды. Асфальтовую дорогу построить, например, и водоснабжение организовать.
И все же Антипов не отступился от своей мечты и сумел найти сторонников.
Начал с того, что зимой 1998-го, добившись разрешения от лесхоза на вывоз с делянки бревен, с топором и лучковой самодельной одноручной пилой на лыжах отправился в лес. В первый же короткий зимний день свалил пятнадцать деревьев. На второй день взял на подмогу брата и еще двух парней. Найти трактор для вывоза леса было нелегко. Приходилось искать технику по другим селам. Несколько раз Николай обращался за трактором к местному фермеру Александру Ахметову, и тот помогал ему. Кстати, позднее, когда храм построили, Ахметов служил там алтарником. Правда, сейчас он уже не живет в селе: некому сегодня здесь работать, молодежь разъехалась.
Трудились на строительстве местные мужики, рассказывает настоятель храма, отец Николай Кузьмин. Котлован под фундамент церкви копали вручную - невозможно было подогнать технику к крутому склону горы. Когда приступили к работе плотники, вспоминает отец Николай, каждый день начинался с молитвы. А если вспыхивали ссоры, Николай Антипов сразу же останавливал работу: нельзя возводить церковь с таким настроением.
С рабочими Антипов рассчитывался теми деньгами, которые сам зарабатывал на Севере. Иногда помогали средствами местные верующие, а после публикации в районной газете - и жители других мест. Даже тех, где раньше ничего не знали о Ерыкле. Библиотекарь из Когалыма собрала по собственной инициативе в далекой чувашской деревне 15 тысяч рублей.
«Он всю душу свою вложил в этот храм, - говорит настоятель об Антипове. - Не только строил, но и иконы для него собирал по монастырям».
Сейчас храм украшен множеством икон. Некоторые появились уже после Николая Семеновича. Например, из Клявлино отец Николай привез два киота, один с изображением пророка Илии, другой - преподобного Серафима Саровского.

При свечах

Рядом с храмом - избушка, похожая на баню. На самом деле Николай Антипов построил ее как кочегарку. Но сейчас это все равно что рабочий кабинет батюшки. Здесь он готовится к службе, чаевничает. Электричества и газа в храме нет - слишком дорогое это удовольствие. Так что жизнь идет здесь по старинке, при свечах. Есть в храме паникадило. Но больше для красоты. Ни масла, ни фитилей там нет.
«На зиму спускаемся служить в нижнее, подвальное помещение», - говорит отец Николай. Его построили и обустроили уже после смерти Антипова. Нижнее помещение небольшое и отапливается зимой обогревателем.
Нынешний настоятель с детства был алтарником в клявлинском храме. После учебы в семинарии его рукоположили в Казанский храм в Елховке.
В последние годы он служит еще и в храме в Клявлино.
В елховской церкви службы проходят нечасто - два раза в месяц. Умирает село. Человек сто здесь живет сейчас. Закрыли и школу, и магазин. А храм вот жив. И может быть, увидит он и лучшие времена...

Сейчас храм в Ерыклах украшен множеством икон. «Он всю душу свою вложил в этот храм, - говорит настоятель об Антипове. - Не только строил, но и иконы для него собирал по монастырям»

Последние статьи

22 июня
20 июня
06 июня
05 июня
28 мая
23 мая
07 мая
06 мая
25 апреля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30