В самарском Доме архитектора проходит художественная выставка «Что есть истина?»

В экспозиции, с которой можно ознакомиться до 10 октября, представлено около тридцати картин самарского художника Андрея Березина. Автор словно бы приглашает взглянуть заново на знакомые многим мифы, евангельские истории, фольклорные небылицы и бродячие литературные сюжеты - через призму современности.

Само название выставки - отсылка к евангельской истории. Как мы помним, именно такой вопрос задавал в Священном Писании Пилат Иисусу.
И именно он, этот вечный вопрос, стал названием хрестоматийной картины Николая Ге. Поток света на этой картине - словно источник истины.
Cамарский художник в своих мифологических произведениях тоже мастерски использует контраст света и тьмы. В мире и в человеческой душе. Вот, например, картина, названная по романтической гумилевской строчке «Послушай, далеко, на острове Чад…». Никакого острова Чад и никакого изысканного жирафа, о котором далее пишет поэт, здесь нет. А есть человек, сидящий к нам спиной на камне, в позе обреченного. Рядом узелок. Сверху облака. И прямо на него с небес падает столб света. Словно это высшее оправдание земных мук человека.
В основе многих работ - архетипы, кочующие из культуры в культуру, из одной эпохи в другую. Неожиданный Орфей - с мечом, а не с лирой. Соловей-разбойник, напоминающий ликом нынешнего бандюгана. Святой Антоний, который вот уже который век подвергается искушениям, у самарского художника - странными существами, полулюдьми-полузверями. Вполне себе современная Лиса Патрикеевна (обнаженная женщина с лукавым выражением лица). Безумная Грета, Пигмалион и Галатея. Эти и другие персонажи Березина принадлежат любому времени. И нашему тоже.
Современный сюжет у Андрея Березина может превратиться в нечто мифологическое, таинственное, зачастую зловещее. Как, например, на картине «К бабе Шуре», где мрачная лестница, какие можно увидеть в домах старой деревянной Самары, ведет в жутковатый полумрак, в котором, так и кажется, прячется какая-то тайна. Или на картине «Пианино» в зловещих тонах. Пианистка в темно-красном платье и с такими же волосами взмахнула над клавишами длинными пальцами с наманикюренными ногтями. И в этом взмахе есть что-то хищное. Будто это персонаж фильма о вампирах, которые пробуждаются вдруг в обычных людях. Кажется порою, что и сама природа погружается у Березина в какой-то мрачноватый миф. Как на картине «Тип-Тяв и Серная. Гроза в Жигулевских горах».
Впрочем, не все так уж и мрачно в экспозиции. Из более светлого отметим, например, картину «Письмо в Самару», где легко угадываются приметы любимого несколькими поколениями фильма Мотыля «Белое солнце пустыни».
Все эти картины были представлены зрителям впервые. Они из тех, к которым хочется вернуться еще и еще. Потому что здесь есть над чем задуматься.

Последние статьи

14 ноября
13 ноября
06 ноября
01 ноября
31 октября
30 октября
24 октября
22 октября
18 октября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6