Любители живописи смогут познакомиться с творческим наследием художника и иконописца Семена Чичканова

Недавно в Бузулукском краеведческом музее впервые показали чудом сохранившиеся иконы работы Семена Чичканова. Удивительного самарского художника и иконописца, чье творчество долгие годы было скрыто от нас. Эту икону, которая считалась утерянной, мастер писал для храма в селе Державино Бузулукского уезда тогда еще Самарской губернии. Ныне это село находится в Бузулукском районе Оренбургской области.

Семилетний иконописец

Храм Смоленской иконы Божией Матери в этом селе – замечательный исторический памятник, возведенный во второй половине восемнадцатого века по инициативе Гавриила Романовича Державина, который владел здешним имением. Храм был освящен в 1796 году. В начале девятнадцатого века он был впервые расписан. Как сообщил директор Бузулукского краеведческого музея и директор Благотворительного фонда им. Г. Р. Державина Сергей Колычев, иконостас храма был украшен работами великого художника Владимира Боровиковского. В 1912-м, в связи с тем, что храм расширился, его стены вновь расписали. И эта работа была доверена молодому самарскому мастеру Семену Чичканову (ему в ту пору было 26). По одной из версий, он украсил фресками церковные стены и купол в одиночку, что было бы настоящим творческим подвигом, учитывая огромные размеры храма, короткие сроки (все было сделано в течение года) и невероятно высокое качество росписей. По другой версии, которой придерживается и Сергей Колычев, самарский мастер работал, скорее всего, с артелью. Но и в этом случае его работа была здесь главной.
В тот год художник испытывал творческий подъем. Возможно, это было связано и с рождением сына Владимира, появившегося на свет в рождественскую ночь 1912 года (позднее он тоже стал художником, но в возрасте двадцати лет скончался от брюшного тифа). Тремя годами ранее, в 1909-м, в семье Чичкановых родилась дочь Анна. Бабушка Натальи Владимировны Арнольд, президента Самарского регионального общественного благотворительного фонда «Культурное наследие». «В нашем роду было множество творческих людей, - рассказывает Наталья Владимировна. – Прадед моего прадеда по отцовской линии – Сергей Тимофеевич Аксаков. Так повелось, что у нас в доме никогда не было дорогих вещей, связанных с бытом – ковров или хрустальных люстр, но всегда – множество картин и книг».
Наталья Владимировна, со слов бабушки, и поведала о начале творческого пути Чичканова. Семен Матвеевич родился 22 января 1886 года в селе Воскресенка Самарской губернии, в простой крестьянской семье. Но этот мальчик был, что называется, поцелован Богом. Его необыкновенную способность к возвышенной живописи заметил местный батюшка, который поддержал его талант, и уже с семи лет Семен писал иконы. Удивительно, но этот художник-самоучка позднее принимал участие в монументальной росписи многих самарских храмов. Например, храма Пантелеймона-целителя и Петропавловской церкви. К счастью, сохранились наброски и эскизы тех его работ.
Удивительно, как иногда переплетаются творческая и личная судьбы. Чичканов участвовал в росписи храма в селе Горяиновка. Меценатом, который помог построить этот храм, был Иван Христофорович Книппер. Впоследствии дочь Чичканова Анна вышла замуж за внука Ивана Христофоровича - Всеволода Арнольда, который стал известным самарским краеведом. Он – дедушка Натальи Владимировны. Она бережно хранит и его творческое наследие, продолжая проекты деда. Хранит она и все, что связано с жизнью и творчеством ее прадедушки, Семена Матвеевича. Живописные работы – пейзажи, портреты, жанровые картины. Эскизы и наброски. Старые фотографии. Вещи, рассказывающие о минувшей эпохе – рушники, подсвечники, канцелярские наборы, швейцарские часы, которые до сих пор ходят, и многое другое. Все это богатство, так же, как и образцы творчества Семена Чичканова, будет впервые представлено на выставке в Бузулукском краеведческом музее, которая пройдет в ноябре. А затем выставка переедет в Самару, в областной историко-краеведческий музей имени П. В. Алабина.

Повороты судьбы

До недавнего времени имя Чичканова было забыто на родине. Хотя многие его работы хранятся в престижных собраниях Франции, Бельгии, Нидерландов и Англии. В нашей же стране не было ни выставок, ни упоминаний о Чичканове в искусствоведческих статьях. А между тем, это талант уникальный. «Реставраторы, которые имели дело с работами Чичканова в державинском храме, говорили, что это настоящий самородок», - рассказывает Сергей Колычев. Росписи Чичканова в православных храмах были человечны, в глазах святых и героев евангельских историй светилась жизнь.
А лица на светских портретах - поэтичны и возвышенны, и порою напоминали иконописные лики. И те, и другие работы отличало изящество, присущее только этому художнику. Мало кому из самарских живописцев удавалось создать такие поэтичные самарские пейзажи, полные сочных красок, так метко подмечать явления окружающей жизни в жанровых картинах и создавать глубокие обобщенные образы в мифологических работах.
После революции 1917 года Семен Матвеевич работал в кооперативной артели «Художник». Многие из произведений того периода сохранились и также находятся у наследников Чичканова. Эти работы тоже очень выразительны, даже когда по требованию времени художник вносил в них мотивы строительства нового мира или писал портреты Ленина. Был у него и портрет начальника местного ОГПУ (впоследствии репрессированного и расстрелянного). Семен Матвеевич продолжал писать поэтические волжские пейзажи, одухотворенные портреты, среди которых выделяются портрет жены Анастасии Чичкановой, их сына и дочери. В этих стилизованных работах, как отмечает Наталья Владимировна, есть элементы храмовых росписей. В год столетия гибели Пушкина Чичканов создал больше ста картин – иллюстраций к его творчеству.
А вскоре наступила трагическая развязка его жизни. Власти припомнили ему давнее увлечение иконописью. 23 декабря 1937 года Семен Матвеевич был арестован, а затем обвинен по печально известной 58-й статье. Его приговорили к расстрелу. Но приговор не привели в исполнение, а отправили отбывать заключение на станцию Зима в Сибири. В присланном семье свидетельстве о смерти значится ее дата - 10 октября 1940 года. Причина кончины, как это было принято, указана не была.
В советское время в храме Смоленской иконы Божией Матери устроили склад. Храм вернули Церкви в начале 1990-х годов, в 2018-м завершилась научная реставрация здания, сохранившиеся росписи очищены и законсервированы специалистами.
Обретенную в Бузулуке икону Божией Матери, которую Семен Чичканов писал для храма на сушеной доске, принесли в нынешнем году перед Троицей к дому местного священника. Как рассказал Сергей Колычев, эта икона долгое время хранилась у жителя соседней с Державино деревни, теперь уже исчезнувшей. Сейчас икона находится на исследовании в музее. Хоть и сохранилась она неплохо, но требует реставрации. Ждут реставрации и уникальные фрески в храме Смоленской иконы Божией Матери. «Они создавались в стиле своего времени, в стиле модерн, - рассказывает Сергей Колычев. – Мне кажется, эти росписи близки работам Врубеля и Васнецова во Владимирском храме в Киеве. Кстати, и в недавно обретенной иконе Чичканова есть васнецовское начало».
Вместе с Натальей Владимировной рассматриваем фотографии сохранившихся фресок. Воплощенные в красках ветхозаветные и евангельские сюжеты, выразительные лики Николая Чудотворца, Пантелеймона-целителя и других православных святых. Лики митрополитов и персонажей российской истории, признанных святыми. Все эти вдохновенные поэтические образы по своей стилистике напоминают росписи в храмах Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге и Морском соборе в Кронштадте, считает Наталья Владимировна. «Я нигде не видела подобных росписей, - говорит она. – Здесь нет агрессивных цветов. Все они сделаны в мягких пастельных тонах. И вот еще одна особенность. Вглядитесь: крылья у ангелов не белые, как обычно их изображали, а с радужными переливами».
Многие фрагменты росписей хорошо сохранились. Например, образ святой княгини Ольги в богатом убранстве. Но работы перед реставраторами, конечно же, непочатый край. «Завершилась консервация фресок, - рассказывает Наталья Владимировна, - а наша организация, фонд «Культурное наследие», взяла на себя задачу подготовить проект их реставрации. К счастью, сохранились эскизы, и у нас в Самаре есть команда специалистов–реставраторов, которым это по силу».

Уже с семи лет Семен писал иконы. Позднее художник-самоучка принимал участие в монументальной росписи многих самарских храмов

Последние статьи

14 ноября
13 ноября
06 ноября
01 ноября
31 октября
30 октября
24 октября
22 октября
18 октября

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6