Декабристы вышли в кино

26 декабря в кинопрокат вышел фильм Андрея Кравчука «Союз спасения» (12+) про восстание декабристов. События на Сенатской площади 1825 года - одна из самых противоречивых страниц истории, которая часто пересматривается в различных политических контекстах. В советских учебниках декабристы были романтическими героями, либералами, требующими необходимых свобод, готовыми пойти ради своих идеалов на государственный переворот и действительно в какой-то мере повлиявшими на историю. Но и всегда существовало мнение, что это скучающие дворяне-смутьяны, которые чуть не потеряли страну в трудный для нее момент.

Картину продюсировали Константин Эрнст и Анатолий Максимов, и, услышав эти имена, трудно не представить, что на экранах появится лента, обличающая любую смуту. Честно говоря, многие шли на предпремьерный показ с мыслью, что сейчас будут клеймить героев, которые всю юность представлялись романтическими персонажами. Но «Союз декабристов» пытался соблюсти баланс: декабристы романтичные и смелые, государь Николай Первый умный и уверенный. При этом обе стороны не лишены недостатков: декабристы способны выстрелить в спину, а государь порой чрезмерно жесток к армии. Для того чтобы сказать, что фильм представляет историю о вздорных смутьянах, оторванных от реальностей страны, необходимо как минимум убрать оттуда персонажа князя Сергея Трубецкого (Максим Матвеев), который в конце ленты прямо отвечает на вопрос - зачем было необходимо восстание декабристов и какой цели оно помогло достичь. Также необходимо убрать тот факт, что на роль декабристов собрали весь свет молодых и красивых актеров российского кинематографа, и то, что режиссер и оператор просто упиваются картинкой, создавая героические образы персонажей. Все актеры немного басят и олицетворяют собой благородство, как оно есть. Есть, конечно, Павел Пестель, которого исполняет Павел Прилучный, олицетворяющий собой только совершенное неумение играть. Но все это в «Союзе спасения» не самое важное. Все внимание на эпические битвы и костюмы.
Костюмы в «Союзе спасения» - это лучшее, что знал отечественный кинематограф. На фильм стоит сходить хотя бы ради того, чтобы засматриваться в тонкую работу Екатерины Шапкайц. Да, действительно «Союз спасения» - это экшен - пушечными ядрами сносят головы крупным планом, все в крови, лошади скачут, люди бегут, камера трясется, барабанная дробь отбивает сердечный ритм. Какие сказочные панорамы Петербурга, а пейзажные сцены, где герой мчится по заснеженным полям Отчизны! Музыку в фильме можно охарактеризовать как «нервную виолончель», которая так популярна в современном кинематографе. Если прислушаться, то можно даже узнать мотив «Прогулок по воде» «Наутилуса Помпилиуса» или «Владивосток 2000» от «Мумий Тролля». Государь обнимает сына под музыку с темой из песни «Сансара» Басты. Кто хочет, может начать считывать дополнительные смыслы. Хотя интереснее смотреть на каракуль на воротниках бравых офицеров. По сценарию Никиты Высоцкого и Олега Маловичко к «Союзу спасения» можно подумать, что в ту эпоху разговаривали исключительно вескими мудрыми изречениями про судьбу и страну. В противовес повсеместной феминистской повестке в фильме лишь мужчины. Женщинам отведено столько же места, сколько пейзажам, да и функция та же - для красоты и вдохновения. Никаких историй про жен декабристов здесь вы не увидите. 
Но при всей пафосности и некоторой наигранности этот фильм совершенно соответствует своему жанру исторического экшена, создает красивую картинку, заставляет вспомнить историю и проникнуться романтическим настроением: «Корнет, шампанского!» В любом случае это лучшее, что можно будет посмотреть из отечественного кинематографа на новогодние праздники.

Последние статьи

17 января
14 января
10 января
27 декабря 2019
20 декабря 2019

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5